Ось і добіг кінця сто п’ятнадцятий день війни. Російські війська намагаються тиснути на Харків, а ЗСУ – на Херсон. А загалом – та сама картина як і всі останні дні. Йде війна, гинуть люди, кошмар продовжується, а фронт загалом стоїть і нікуди не рухається.
І тому я, з вашого дозволу, повернуся до теми ПМЕФ. Я вчора вже писав, що хотів сказати Сін Цзіньпін, коли цитував китайську мудрість. Повторюся, він сказав практично відкритим текстом: Китай не допомагатиме Росії в цій війні.
Далі текст мовою оригіналу:
Но после войны, чем бы она не закончилась, он поможет России. И поскольку вероятнее всего война закончится, как теперь принято говорить, “непобедой” России (хи-хи), то Китай поможет ей тем, что после “непобеды” он не даст Западу ее окончательно сожрать и поддержит и политически и экономически. Какова будет плата за такую помощь – нетрудно догадаться…
Но это не все. Там, на ПМЭФ, был еще один важный нюанс. И он заключался в том, что и как говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич (я не Путин, я умею это произносить!)Токаев.
Во-первых, Токаев это очень опытный дипломат. Мало того, что он был много лет не только премьер-министром, но и министром иностранных дел Казахстана, но, помимо этого, есть еще несколько важных обстоятельств:
1. Он несколько лет работал заместителем генерального секретаря ООН и руководил офисом ООН в Женеве. То есть он был международным чиновником топ-уровня
2. Но самое главное, он еще во времена СССР закончил МГИМО и Дипломатическую академию и проходил языковую стажировку в Пекинском лингвистическом (!) институте, а потом долгое время работал в Посольстве СССР в Китае.
3. Помимо, разумеется, казахского и русского, он свободно говорит по-английски, французски и (самое главное) по-китайски. То есть он может разговаривать с китайскими лидерами без переводчика, абсолютно доверительно, и это обстоятельство в Китае очень ценится.
Казахстан находится в особых отношениях с Китаем. Не менее тесных, чем с Россией. Достаточно сказать, что китайские инвестиции в Казахстан в три раза больше российских.
Китай, по мнению большинства экспертов, стоит за необычно быстрым уходом российских войск из Казахстана после известных событий в январе этого года. Вы, наверное, помните как все комментаторы, в один голос говорили, что теперь Путин в Казахстане надолго, и что Токаев его марионетка и т.д. Ан, нет: пять дней и вылетел как пробка. Знающие люди говорят: Син Цзяньпин позвонил … и Вова мигом собрал манатки…
И вот Токаев приехал на ПМЭФ. Заметьте: большинство глав государств выступили по видеосвязи, а Токаев приехал лично. Фактически – единственный из лидеров его уровня. Даже Киргизстан прислал премьер-министра, а не президента. Что его заставило приехать на это довольно маргинальное собрание?
Моя версия: у него было личное послание от Син Цзиньпина к Путину. И основные тезисы этого послания он озвучит публично. Их два:
1. Мы не признаем ЛНР и ДНР суверенными государствами, и, следовательно, не принимаем всю “логику” Путина о соответствии “спецоперации” против Украины международному праву.
2. Мы будем соблюдать режим санкций против России, которые установил Запад. Мы не хотим никакой конфронтации с Западом из-за России и не готовы подвергать себя риску вторичных санкций.
Именно тем, что он выступал не только и не столько от себя, но еще и от Китая, и объясняется его четкая артикуляция довольно неприятных для Путина вещей. Будучи дипломатом экстра-класса, Токаев, в других обстоятельствах, всегда бы сумел уйти от ответа на щекотливые вопросы или найти более расплывчатые и щадящие формулировки.
Но он отвечал честно и прямо. И Путин прекрасно понимал причину такой прямоты и поэтому не обижался, и не лез комментировать (как он обычно в таких случаях делает) и вообще никак не пытался подсластить горькую пилюлю. Путину прислали “черную метку” и глупо обижаться на Слепого Пью, что это ему поручили ее передать.
И чтобы не было никаких уже сомнений, Токаев, перечисляя сепаратистские режимы, начал с Тайваня. Хотя он прекрасно понимал, что природа “проблемы Тайваня” совсем иная, чем у ЛНР, ДНР, Южной Осетии или Абхазии. И Тайвань вряд ли можно назвать в чистом виде проявлением сепаратизма.
Но ему было важно упомянуть в этом контексте первым именно Тайвань и он это сделал. И в этом смысле это уже вообще был месседж от Син Цзиньпина не Путину, а США. Смотри, Байден: я не вмешиваюсь и не помогаю Путину, как ты и просил. Учти это, когда мы будем с тобой обсуждать проблему Тайваня.
Кстати, я заметил, что эта миссия доставляла Токаеву явное удовольствие. И немудрено: правду говорить легко и приятно. И имея за плечами такую поддержку можно смело отказываться от участия в путинской авантюре. Тем более, что этот отказ крайне полезен для твоей собственной страны. И сулит в будущем большие барыши: помяните мое слово – Казахстан станет главным бенефициаром бегства продвинутых россиян из России.
Короче: мне кажется вся эта история имеет не меньшее значение, чем последние визиты европейских лидеров в Киев. Потому, что теперь мы знаем, что путинский ресурс для этой войны конечен и ограничен одной Россией, и он заведомо меньше ресурсов, которыми располагает Украина и ее союзники.
Никакой войны Запада и Востока не будет. Печалька, а, Вован? Признайся, это для тебя удар посильнее, чем четыре американских HIMARSа?
То ли еще будет, Вован! Готовься, скоро к тебе тот же Токаев привезет малявку от саудовского принца… Вот тогда тебе точно жопа… Чтобы говоришь? Да, конечно, согласен: все кругом слабаки и предатели… Никто не хочет воевать с американским гегемонизмом… Но что поделаешь? “Мы жертвою пали в борьбе роковой…” Мда… Ты хочешь – ты и падай. А мы еще помучаемся. Как-то так…
Что это значит? А это значит то, что человечество, оно конечно вызывает много вопросов, но в черно-белой ситуации все-таки становится на сторону правды.
А наше дело, как раз, правое. И значит враг будет разбит, а победа будет за нами.
Слава Украине!
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди.